Общая характеристика статистической науки и ее основных разделов


НазваниеОбщая характеристика статистической науки и ее основных разделов
страница1/5
Дата публикации25.06.2013
Размер0.84 Mb.
ТипДокументы
vb.userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5

  1. Общая характеристика статистической науки и ее основных разделов.

Статистика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.

Статистика изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной или содержанием, а также исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Такое изучение основывается на системе категорий (понятий), отражающих наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

Основные категории, используемые в статистике:

1. Статистическая совокупность – множество социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных качественной основой, но отличающихся друг от друга отдельными признаками, т.е. однородных в одном отношении, но разнородных в другом. Таковы, например, совокупность домохозяйств, семей, предприятий, фирм и т.п.

2. Единица совокупности – первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков и основой ведущегося при обследовании счета.

3. Признак единицы совокупности – свойства единицы совокупности, которые различаются способами их измерения и другими особенностями

4. Статистический показатель – понятие, отображающее количественные характеристики (размеры) или соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели можно подразделить на первичные (объемные) – характеризуют либо общее число единиц совокупности (объем совокупности), либо сумму значений какого-либо признака (объем признака) и выражаются абсолютными величинами и вторичные (расчетные) – задаются на единицу первичного показателя и выражаются относительными и средними величинами. Статистические показатели могут быть плановыми, отчетными и прогнозными.

5. Система статистических показателей – совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Она охватывает все стороны общественной жизни как на макро-, так и на микроуровне. С изменением условий жизни общества меняются и системы статистических показателей, совершенствуется методология их расчета.

Совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет, составляет метод статистики.

Статистические методы — методы анализа статистических данных.

Есть 3 группы статистических методов:

1. Cтатистическое наблюдение - научно организованный сбор сведений, заключающийся в регистрации тех или иных фактов, признаков, относящихся к каждой единице изучаемой совокупности;

2. Сводка и группировка - обработка собранных первичных данных, включающая их группировку, обобщение и оформление в таблицах;

3. Статистический анализ - на основе итоговых данных сводки рассчитываются различные обобщающие показатели в виде средних и относительных величин, выявляются определенные закономерности в распределениях, динамике показателей и т.п.

Основные стадии статистического исследования. Разделы статистической науки.

3 последовательные стадии (этапы) статистического исследования:

1. статистическое наблюдение;

2. сводка и группировка первичных статистических данных;

3. анализ статистической информации.

Содержание работы первого этапа предполагает использование метода массовых наблюдений, которые есть не что иное, как сбор первичной статистической информации.

На втором этапе собранная информация при помощи метода статистических группировок определенным способом обобщается и распределяется.

И наконец, на третьем этапе с помощью метода обобщающих показателей осуществляется анализ статистической информации.

Разделы статистической науки: 1) Описательная статистика. Она только констатирующая. 2) Математическая статистика. Её цель – анализ.

  1. ^ История развития бизнес-статистики, место и роль в системе знаний. Предмет, объект, цели и задачи.


Как и любая наука статистика включает ряд понятий и категорий, основными из которых являются.

^ Статистическая совокупность - это множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации. ( например множества: сельскохозяйственных предприятий, семей, браков, студентов, граждан какой либо страны).

Каждый отдельно взятый элемент множества называется единицей статистической совокупности.

Единицы статистической характеризуются общими свойствами, называемыми в статистике признаками.

При этом признаку присуще свойство вариации. Вариация - колеблемость признака, изменчивость признака у единиц, входящих в состав совокупности. Статистический показатель это величина, отражающая результат измерения у единиц совокупности и совокупности в целом. При этом следует иметь ввиду, что числа в статистике всегда именованные, относящиеся к определенному месту и времени.

^ Объект статистического исследования - статистическая совокупность.

Предмет статистического исследования - количественные соотношения социально - экономических явлений, закономерности их связи и развития. Общим принципом, лежащим в основе формирования статистических закономерностей, выступает ЗАКОН БОЛЬШИХ ЧИСЕЛ. Закон больших чисел в наиболее простой формулировке звучит следующим образом: количественные закономерности массовых явлений отчетливо проявляется только лишь в достаточно большом их числе. Любая наука, в том числе и статистика, имеет свою систему законов, методов и приемов, направленных на изучение количественных закономерностей, изучаемого явления, т.е. свою методологию. Под статистической методологией понимается система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязях социально - экономических явлений. Статистическое исследование состоит их трех основных стадий: 1. Статистическое наблюдение. 2. Первичная обработка, сводка и группировка результатов наблюдений. 3. Анализ полученных сводных материалов. Прохождение каждой стадии исследования связано с использованием специальных методов, о сути которых будет сказано на последующих занятиях.
Развитие статистики как науки шло по двум направлениям:

П е р в о е н а п р а в л е н и е развития статистики получило название описательного, возникло в Германии во второй половине XVII столетия и известно как государствоведение , или описательная школа. Ее основателем был немецкий ученый Герман Конринг (1606-1681), который разработал систему описания государственного устройства. Он же ввел и преподавание «Государствоведения» как учебной научной дисциплины в университетах
Школа просуществовала более 150 лет, не меняя своих теоретических основ. Предмет и метод этой науки не были четко определены. Собирался в основном описательно-информационный материал , который впоследствии почти не анализировался. Описывался, как правило, последний период, иначе, по мнению представителей школы, в статистической работе не было смысла.

В трудах сторонников этого направления содержалось описание государств, их устройства, быта и нравов населения, естественных условий, климата, финансов, армии. Авторы трудов называли их статистическими. С нынешних позиций с этим нельзя согласиться, поскольку они представляли собою словесное описание «достопримечательностей государства». В основном такие описания носили этнографических характер. Содержание , задачи, предмет изучения статистики в понимании ученых того времени были, как видим весьма далеки от современного взгляда на статистику как науку.

Много сделал для развития описательной школы и идей Конринга его последователь профессор философии и права Готфрид Ахенваль (1719 -1 772), который впервые вначале в Марбургском , а затем в Геттингенском университете стал читать новую учебную дисциплину, которую он назвал статистикой Основным содержанием этого курса было описание политического состояния и достопримечательностей государства. Сам термин «статистика» происходит от латинского слова status, что в середине века означало политическое состояние государства.

В т о р о е н а п р а в л е н и е развитие статистики как науки возникло в Англии и известно под названием школа политических арифметиков, это направление гораздо ближе к сегодняшнему пониманию статистики. Оно возникло на 100 лет раньше немецкой описательной школы. Представители данной школы в отличие от приверженцев государствоведения своей главной задачей считали выявление на основе большого числа наблюдений различных закономерностей и взаимосвязей изучаемых явлений. Основателем школы этого направления был Уильям Петти (1623-1678) известный английский политэконом, который как считается, заложил основы статистической науки.В связи с его работами «Политическая арифметика», «Разное о деньгах» и др. К.Маркс назвал их автора отцом политической экономики и в некотором роде изобретателем статистики. В его трудах преобладало статистико -экономическое направление на основе обработки бюллетеней о естественном движении лондонского населения.


  1. ^ Основные этапы проведения статистического исследования и организация статистики в Республике Беларусь.


Основными задачами государственной статистики являются:

- разработка научно обоснованной статистической методологии и ее совершенствование в соответствии с национальными и международными стандартами в области статистики;

- сбор, обработка, обобщение, накопление, хранение и защита статистических данных (информации) на основе статистической методологии;

- представление сводных статистических данных (информации) Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Комитету государственного контроля Республики Беларусь, республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам;

- распространение сводных статистических данных (информации).

Основные принципы государственной статистики

Основными принципами государственной статистики являются:

- профессиональная независимость;

- рациональность при выборе способов сбора первичных статистических данных;

- научная обоснованность, достоверность и объективность статистических данных (информации);

- актуальность и своевременность статистических данных (информации);

- конфиденциальность первичных статистических данных;

- сопоставимость статистических данных (информации);

- доступность и открытость сводных статистических данных (информации).

Государственная статистика в Республике Беларусь ведется органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями в соответствии с их компетенцией.

Органы государственной статистики ведут государственную статистику по формам централизованных государственных статистических наблюдений в соответствии с указаниями по их заполнению, методиками по формированию и расчету статистических показателей и инструкциями по организации и проведению государственных статистических наблюдений, утверждаемыми республиканским органом государственного управления в области государственной статистики.

Уполномоченные государственные организации ведут государственную статистику в пределах их компетенции по разрабатываемым ими формам нецентрализованных государственных статистических наблюдений и указаниям по их заполнению, утверждаемым республиканским органом государственного управления в области государственной статистики.


  1. ^ Источники и значение статистической информации.

Статистическая информация – первичный материал, формирующийся в процессе исследования или наблюдения, которые в последующем систематизируются, обобщаются и анализируются.

Статистическое наблюдение – начальная стадия исследования, научно организованная работа по сбору и обработке данных массовых явлений и процессов.

Не все наблюдения являются статистическими, только те которые регистрируются в учетных документах для последующего обобщения. Статистические наблюдения должны отвечать следующим требованиям:

  • наблюдения должны иметь научную ценность;

  • сбор данных должен быть полным, в противном случае выводы и анализ могут быть ошибочными;

  • данные наблюдения должны контролироваться;

  • научная организация статистического наблюдения.

Существуют две формы статистического наблюдения:

- отчетность;

- проведение специально организованных статистических наблюдений.

Отчетность – это форма статистических наблюдений, при которой сведения поступают в форме специальных отчетов (документов), в определенные сроки по установленной форме.

Отчетность бывает по месту предоставления:

  • общегосударственная, предоставляется вышестоящим организациям и в Федеральном агентстве по статистике;

  • внутриведомственная, предоставляется вышестоящим органам.

  • По срокам предоставления:

  • текущая;

  • квартальная;

  • годовая.

Специально организованные статистические наблюдения представляют собой сбор сведений по средством опросов, переписей и обследований.

Текущее наблюдение – проводится систематически (регистрация актов гражданского состояния).

Периодическое наблюдение – повторяется через определенный период времени (перепись скота).

Единовременное наблюдение - по мере необходимости (научно исследовательский институт – изучение спроса).

Сплошное наблюдение – обследует все единицы изучаемой совокупности (перепись населения).

Несплошное наблюдение – обследуется ряд единиц, обычно происходит перед сплошным (изучение товарооборота на рынке).

Выборочное наблюдение – часть изучаемых единиц обработанных случайно (бюджет семьи).

Метод основного массива – обследуется часть единиц совокупности, у которой величина обследуемого признака преобладает.

Анкетное наблюдение – применяются листы опроса.

Монографическое наблюдение – выявление тенденций в развитии явлений (недостатки или передовой опыт).

Непосредственное наблюдение – при котором устанавливается факт, подлежащий регистрации и на этом производят записи в журнале регистрации (формуляр).

Существуют следующие методы статистического наблюдения:

  • экспедиционный;

  • саморегистрация;

  • корреспондентский.

Экспедиционный метод – регистраторы сами устанавливают факты путем непосредственного наблюдения на основании документов или опроса, и сами заполняют формуляр наблюдения.

В связи создания автоматизированной, статистической, информационной системы изменяется организация сбора обработки доставки статистической информации.

Программы статистического наблюдения

Каждое наблюдение проводится с определенной целью. Цель – это основной результат исследования. Четкое формирование цели необходимо, для того чтобы недопускать излишних и неполных данных.

Этапы наблюдения:

  • определение объекта;

  • установление единицы наблюдения;

  • составление программы.

Объект наблюдения – это массовые явления, состоящие из отдельных единиц.

Единица наблюдения – первичный элемент объекта, который является носителем исходной информации.

Величина признака, по которому устанавливают единицу наблюдения, количественно или качественно изменяется, т.е. принимает различные значения единицы совокупности – варьирование.

Понятие объекта и единицы совокупности может меняться в зависимости от стоящих задач при исследовании.

Программа статистического наблюдения представляет собой перечень показателей, который подлежит изучению.

Требования, предъявляющиеся к программе:

  • не должно быть лишних вопросов;

  • не должно быть таких вопросов, на которые заведомо нельзя дать ответа;

  • формулировки должны быть четкими;

  • должна быть сопоставима с программой предыдущих исследований;

  • все ответы на вопросы должны быть отражены в статистических формулярах (документах).

Программа наблюдения определяется задачами всего статистического наблюдения, поэтому необходимо не только правильно ее составить, но и обеспечить проверку этой программы на практике.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Общая характеристика статистической науки и ее основных разделов icon2 курс
Характеристика основных разделов программы «Детская риторика», содержание и методики занятий в старшей и подготовительной группах...
Общая характеристика статистической науки и ее основных разделов iconПлан счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках: принципы...
...
Общая характеристика статистической науки и ее основных разделов iconВопросы к зачету
Общая характеристика основных направлений работы психологической службы в организации
Общая характеристика статистической науки и ее основных разделов icon№1. Предмет и система науки гражданского процессуального права Общая...
Общая характеристика судебной системы в РФ. Дисциплинарное судебное присутствие. Формы защиты прав и законных интересов граждан и...
Общая характеристика статистической науки и ее основных разделов iconОбщая характеристика листа и его функции
Лист один из основных органов высших растений, занимающий боковое положение на стебле
Общая характеристика статистической науки и ее основных разделов iconВопросы для подготовки к зачету
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней: общая характеристика
Общая характеристика статистической науки и ее основных разделов iconСистема документальных коммуникаций, как среда функционирования библиографической...
Библиография-посредник между документом и потребителем; в более узком плане между читателем и книгой
Общая характеристика статистической науки и ее основных разделов iconМетодические рекомендации для преподавателя к практическому занятию...
Тема: «Пищеварительная система: общая морфофункциональная характеристика. Принцип строения стенки пищеварительного канала. Большие...
Общая характеристика статистической науки и ее основных разделов iconЦивільне та сімейне право – 4 курс
Загальна характеристика договору купівлі – продажу(Общая характеристика договора купли – продажи)
Общая характеристика статистической науки и ее основных разделов iconЭкзаменационные вопросы по мобилизационной подготовке и медицине...
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций мирного времени: определение основных понятий и классификация чрезвычайных ситуаций
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb.userdocs.ru
Главная страница