Владимир Козлов Владимир Майков основы трансперсональной психологии учебник для вузов


НазваниеВладимир Козлов Владимир Майков основы трансперсональной психологии учебник для вузов
страница1/70
Дата публикации17.05.2013
Размер7.81 Mb.
ТипУчебник
vb.userdocs.ru > Психология > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70
Владимир Козлов

Владимир Майков

ОСНОВЫ

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ

Учебник для вузов

Москва, 2008



Печатается по решению редакционно-издательского Совета Международной Академии Психологических Наук и Ученого Совета факультета психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.
Козлов В.В., Майков В.В. Основы трансперсональной психологии. Учебник для вузов. М., 2008 – 000 с.
Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор,

Заслуженный деятель науки России,

В.В. Новиков

доктор психологических наук, профессор,

член-корреспондент РАН

В.Ф. Петренко

доктор психологических наук, профессор

В.А. Мазилов

кафедра социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Книга является первым в России учебным пособием трансперсональной психологии для вузов по специальностям гуманитарного профиля. Авторы книги, доктор психологических наук, профессор Владимир Васильевич Козлов, кандидат философских наук, Майков Владимир Валерьянович, проанализировали развитие трансперсональной парадигмы психологии с древности до современного этапа развития человеческой цивилизации.

 2008 В.В. Козлов, В.В.Майков, текст
СОДЕРЖАНИЕ
Введение

Пятая волна психологии: к проблеме предмета трансперсональной психологии

Глава 1
Заключение

Трансперсональное виденье: проект антропологии будущего


Предисловие авторОВ

Проблемы духовности, смысла человеческого бытия, надличностных измерений существования относятся к числу «вечных». Они вызывают неизменный интерес у философов и историков, писателей и моралистов, религиозных мыслителей и психологов. В самой психологии между тем эта проблема относится к числу наименее исследованных, притом, что интеграция повседневной жизни с подлинной духовностью является одной из самых важных задач нашего времени.

Современная наука накопила достаточно знаний для того, чтобы уничтожить большинство болезней, покончить с нищетой и голодом и в изобилии производить безопасную и легко возобновляемую энергию. У нас в распоряжении достаточно ресурсов и сил для того, чтобы воплотить самые заветные мечты человечества. Однако, несмотря на этот прогресс, сегодня мы все еще далеки от счастливого и беззаботного будущего. Величайшие достижения науки обращены на военные цели. Нарастают экологические проблемы. Эти разрушительные и саморазрушительные элементы отражают отчуждение современного человека от самого себя и от духовной жизни и ее ценностей.

Все актуальнее звучит сегодня сказанное С.Л. Франком еще в 20-е годы прошлого века: «Мы живем в эпоху глубочайшего безверия, скепсиса, духовной разочарованности и охлажденности. Мы не знаем, чему мы должны служить, к чему стремиться и чему отдавать свои силы. Именно это сочетание духовного безверия с шаткостью и бурностью стихийного исторического движения образует характерное трагическое своеобразие нашей эпохи. В безверии, казалось бы, история должна остановиться, ибо она творится верой. Мы же, потеряв способность творить историю, находимся все же во власти ее стихийных сил; не творим ее, но она несет нас. Мутные, яростные потоки стихийных страстей несут нашу жизнь к неведомой цели; мы не творим нашу жизнь, но мы гибнем, попав во власть непросветленного мыслью и твердой верой хаоса стихийных исторических сил. Самая многосведущая из всех эпох приходит к сознанию своего полного бессилия, своего неведения и своей беспомощности» (Путь. 1925. №1).

В современной российской действительности подобная ситуация может быть связана, с одной стороны, с резкими изменениями условий жизни (девальвация привычных ценностей, нестабильность общественных структур, изменение социального окружения, потеря привычных перспектив развития общества, групп и человека, уничтожение традиционных духовных основ), с другой — с определенной стадией развития российского общества в целом. Поиск основ духовности является особым этапом развития не только личности, но и малых и больших социальных систем. Именно в этот период наступает время переоценки прежних ценностей и возникает интерес к духовным основам жизни, как в науке, так и в обществе.

Во многих смыслах современную эпоху в развитии российского общества можно обозначить как «сумерки Богов», когда социальное сообщество не имеет ни достоверной этики, ни морали, ни бытийных ценностей. Именно поэтому, на наш взгляд, эта книга, посвященная духовным корням человеческого существования, имеет чрезвычайную ценность.

Концепция трансперсональной психологии, представленная в этой работе, в своих основных чертах была развита в курсах лекций, читаемых авторами на протяжении более чем десятилетия.

Козлов В.В. читает курсы по этой теме с 1991 по 2008 год в Ярославском государственном университете, Иркутском государственном университете, Челябинском государственном университете, Костромском государственном университете и некоторых других вузах в России и за рубежом (Израиле, Германии, Таиланде, Непале, Белоруссии, Латвии и др.). Козловым В.В. проведено более 500 семинаров и тренингов личностного роста на территории бывшего СССР и за рубежом. Являясь главой научной школы Интенсивных интегративных психотехнологий и Интегративной психологии, Козлов В.В. руководил масштабными исследованиями в одном из наиболее известных направлений российской трансперсональной психологии. Под руководством профессора Козлова защищены более 70 кандидатских и докторских диссертаций и проведены десятки общероссийских конференций и Международных конгрессов, посвященных проблемам трансперсональной, интегративной психологии и методологии. С 1994 года Козлов В.В. является членом редколлегии межиздательского проекта «Тексты трансперсональной психологии», в котором публикуются наиболее интересные и разносторонние исследования по трансперсональной психологии. Значительная часть включенных в книгу материалов является переработкой предисловий к томам этой серии, других статей и монографий, по трансперсональной тематике, публикуемых с 1993 года.

Владимир Майков впервые познакомился с трансперсональной психологией в 1980 году, будучи аспирантом первого курса Института философии АН СССР, через Московский трансперсональный кружок «Контекст». Он исследовал некоторые темы трансперсональной психологии в своей кандидатской диссертации и начал читать лекции по этой теме начиная с 1986 года. С 1990 по 1993 год он обучался у С. и К. Гроф на «Трансперсональных семинарах Грофа». С 1991 года В. Майков преподает трансперсональную психологию и психотерапию в России, сначала на курсах повышения квалификации психологов и психотерапевтов, затем в Институте психоанализа и социального управления при Московском Государственном Университете Технологий и Управления и на психфаке Московского Государственного Университета. С 1994 года он является главным редактором межиздательского проекта «Тексты трансперсональной психологии», в котором публикуются наиболее интересные и разносторонние исследования по трансперсональной психологии. Значительная часть включенных в книгу материалов является переработкой его предисловий к томам этой серии и других его статей по трансперсональной тематике, публикуемых с 1987 года.

Материал наших лекций, книг и статей заново пересмотрен, переработан и объединен в учебник. Мы публикуем учебник для того, чтобы помочь студентам, аспирантам и преподавателям, которые изучают и преподают трансперсональную психологию, составить объемное представление о трансперсональном проекте в культуре. Учебник внести ясность в понимание ситуации вокруг трансперсональной психологии. К сожалению, трансперсональная психология до сих пор не имеет прочной позиции среди традиционных психологических дисциплин, таких, как общая психология, педагогическая психология, социальная психология или психология труда, а ее отношение к отдельным научным дисциплинам, как, например, к философии и психотерапии, все еще остается невыясненным. И все же есть достаточно простое основание для более внимательного отношения к трансперсональной психологии и кругу поднимаемых ею проблем. В самом деле, от исследователя предмета психологии вряд ли ускользнет тот факт, что мы со всех сторон окружены идеологиями и мировоззрениями, теориями и концепциями, в основе которых лежат определенные духовные потребности, стремление осмыслить предельные проблемы человеческого существования. Сжатым образом это проблемное поле может быть сформулировано следующим образом.

В сердцевине любого творческого акта находится трансценденция — преодоление рамок наличного бытия: времени и места. Выход за пределы известного, освоенного, окультуренного составляет суть того, что мы называем трансперсональным проектом в истории человечества. Этот проект возник в незапамятные времена пробуждения сознания и отчетливо проявляется уже во времена шаманизма 40 000 лет назад. Он принимает разнообразные формы в мировых религиозных и духовных практиках, светских духовных традициях, искусстве, науке, изобретательстве, контркультуре и Нью-Эйдже, глубинной психологии и современной трансперсональной психологии.

Тесная связь творчества с необычными состояниями сознания определяется нормативным порядком общепринятой реальности. В этой ситуации все новое обречено на первоначальное проявление в тех формах и языках, которые с точки зрения реальности консенсуса описываются как необычное. Эта принципиальная ситуация задает особый статус трансценденции в культуре.

Трансперсональный проект в культуре всегда связан с предельным опытом, созиданием нового и преодолением старого. Фундаментальность актов трансценденции для всего нашего мира такова, что к существующим определениям сущности человека, таким, как «человек умелый», «человек разумный», «человека играющий» и т.д. следовало бы добавить определение homo transendus — «человек трансцендирующий». Наверное, первым трансперсональным философом, который призывал всю культуру к радикальному преображению, был Фридрих Ницше. Его пророк Заратустра постоянно призывает читателя к преодолению всех ограничений: «Человек есть нечто, что должно превозмочь» [230]. И можно, без сомнения, утверждать, что этот призыв был услышан и во многом определил последующее развитие европейской культуры. Уже в недавнее время один из основателей трансперсональной психологии Абрахам Маслоу ввел представления о высших для человека ценностях — ценностях самотрансценденции — и открыл вместе с коллегами новое направление в психологии.

В существующих изложениях истории трансперсональной психологии это направление располагается, как правило, в линии развития глубинной психологии, как «четвертая сила», после первых «трех сил»: классического психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии. Сама эта расстановка довольно схематична и отражает в большой степени то, как вся историческая ситуация виделась отцами-основателями данного направления, живущими в 60-е годы XX века в США. У этого взгляда есть немало достоинств, но есть и упущения, связанные с тем, что в ряде случаев он не способен внятно артикулировать специфику трансперсонального подхода (Феррер, 2004).

В этом учебнике мы предлагаем расширенный взгляд на трансперсональную психологию и проясняем ее особенности, рассматривая четыре основные линии развития трансперсонального проекта в культуре, каждая из которых имеет свои особенности, в контексте которых и проясняется трансперсональное. Сама по себе идея трансперсонального проекта является не новой и существует и как идея «вечной философии» О. Хаксли, и как «Великая Цепь Бытия» А. Лавджоя и К. Уилбера, и как эволюционные идеи Шри Ауробиндо. Новым является комплексный анализ концепции трансперсональной психологии как четырех линий развития: глубинной психологии, трансперсонального проекта, глобальной информационно-коммуникативной цивилизации и собственно трансперсональной психологии.

Всеобъемлющий анализ трансперсонального проекта — задача иного порядка. Мы же в данной книге старались уделить больше, чем обычно принято в подобных работах, внимание его общекультурному контексту и истокам.

Хотя мы и постарались учесть в своей работе все известные нам рассмотрения трансперсональной психологии, раскрытие столь грандиозной темы не может быть полной и всеохватной, неизбежны некоторые упущения и недочеты. За пределами книги остались многие другие школы и течения, которые можно отнести к трансперсональному проекту.

^ Пятая парадигма: к проблеме предмета трансперсональной психологии

На пороге третьего тысячелетия большинство авторитетных исследований выделяют в психологии четыре основные направления, или проектà, которые формируют ее смысловое, научно-исследовательское и прикладное содержание. Это психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и трансперсональная психология (Scotton, 1996).

Если первые три из вышеназванных направлений уже давно стали предметом многочисленных отечественных исследований, то трансперсональное направление даже в конце 90-х годов только-только начинает приниматься во внимание академической психологией (Налимов, Дрогалина, 1992).

В интегративной психологии (Козлов, 2007) мы вычленяем 5 базовых парадигм психологии, которые по-разному объясняют предмет психологии:

  1. Физиологическая

  2. Психоаналитическая

  3. Бихивиористическая

  4. Экзистенциально-гуманистическая

  5. Трансперсональная

1. Физиологическая психология

Вне сомнения любой психолог, который занимался историей предмета психологии, может не согласиться с выделением семи волн психологии. Многие наверно скажут, что первым предметом психологии являлись содержания и акты собственного сознания и пальма первенства в вычленении предмета принадлежит интроспективному направлению и философской рефлексии предмета психологии как таковой. С одной стороны, интроспективное направление основательно репрезентировано известными школами В. Вундта, структурной психологией Э. Титченера, психологией акта Ф. Брентано, Вюрцбургской школой, а также отечественными исследователями Л. М. Лопатиным и Г. И. Челпановым. Но с другой стороны, мы должны предельно хорошо понимать, что метод утонченной интроспекции в течение многих тысячелетий использовался как метод самопостижения в духовных традициях. Все попытки интроспекционалистов преодолеть ненадежность обычного, «ненаучного» самонаблюдения специальной тренировкой, вырабатывающей навык самоотчета о том, что непосредственно осознается в момент предъявления раздражителя, выглядят смешными по сравнению вышколенными практиками дза-дзень или випассаны. На опыте интроспекции было построено много философских, теологических, духовных моделей реальности, но не научная психология.

Именно по этой причине мы считаем, что началом психологии была психология физиологическая, а первым предметом психологии – физиологические акты и закономерности. Само появление научной психологии ассоциировано с бурным развитием естественных наук, особенно физиологии и медицины. Более того, первые матрицы объективного психологического исследования были реально физиологическими и медицинскими.

Как известно, основателем научной психологии принято считать В. Вундта, открывшего в 1879 г. первую экспериментальную психологическую лабораторию. Можно с уверенностью утверждать, что первые эксперименты в психологии были больше психофизиологическими, чем психологическими. Не зря первоначально термин психофизиология использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы регистрации сенсорных, моторных, вегетативных реакций. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что первым предметом психологии является психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий и первые эксперименты с данным предметом (Г.Т. Фехнер) посвящены измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей, порогов восприятия и построению психофизических шкал.

Не нужно думать, что физиологическая психология, дав первый предмет психологии (психофизиология органов чувств) и научный метод (эксперимент) сошла с научной арены. Дальнейшее ее развитие было настолько успешным, что она охватила все возможные феномены свойства, состояния и процессы психического - психофизиология организации движений, активности, произвольных действий, внимания, памяти и обучения; речи и мышления; мотивации и эмоций; сна, психофизиология стресса; психофизиология функциональных состояний, дифференциальная психофизиология, изучающая физиологические основы индивидуально-психологических различий и т.д.

Более того – именно физиологическая психология стала краеугольным камнем материалистически ориентированной советской психологии, которая, опираясь на концепцию свойств нервной системы, берущую свое начало от работ И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, разработала целостную универсальную модель психологической науки.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70

Похожие:

Владимир Козлов Владимир Майков основы трансперсональной психологии учебник для вузов iconУчебник для вузов. Спб.: Питер, 2008. 583 с: ил. Серия «Учебник для вузов»
...
Владимир Козлов Владимир Майков основы трансперсональной психологии учебник для вузов icon1. Самостоятельная работа с собой как вне занятий, семинаров, так и внутри таковых
Требования к тренерам по трансперсональной психологии (по стандартам трансперсональной ассоциации Сауле)
Владимир Козлов Владимир Майков основы трансперсональной психологии учебник для вузов iconУчебник содержит три раздела
Практический курс английского языка. 2 курс : учеб для студентов вузов / (В. Д. Аракин и др.); под ред. В. А. Аракина. — 7-е изд,...
Владимир Козлов Владимир Майков основы трансперсональной психологии учебник для вузов icon862 г призвание варягов в Новгород
...
Владимир Козлов Владимир Майков основы трансперсональной психологии учебник для вузов iconТема№1. У истоков славянской государственности
Князь Святослав (957—972); Владимир I (980—1015); Ярослав Мудрый (1019-1054); Владимир 11 Мономах (1113—1125)
Владимир Козлов Владимир Майков основы трансперсональной психологии учебник для вузов iconАрбузов Владимир Бондаренко Юлия Быкова Оксана Веселовская Юлия Волчёк...

Владимир Козлов Владимир Майков основы трансперсональной психологии учебник для вузов iconАндреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов
Понятие о группе в психологии. Большие и малые группы. Психологическая характеристика больших групп. Психологические феномены в больших...
Владимир Козлов Владимир Майков основы трансперсональной психологии учебник для вузов iconВладимир Мишарин
«Инновация и традиция в арт-менеджменте». Один из ее спикеров – генеральный директор Сочинского концертно-филармонического объединения...
Владимир Козлов Владимир Майков основы трансперсональной психологии учебник для вузов iconХудожник Владимир Колбасов. Акварельный Петербург Вторник, 19 Июля 2011 г. 00: 47
Владимир Колбасов родился в городе Ленинграде в 1960 г. Основам акварельной техники начал обучаться с 1973 в Городской художественной...
Владимир Козлов Владимир Майков основы трансперсональной психологии учебник для вузов iconУчебник истории человечества
Главный редактор и автор наш добрый Друг, СоРатник и Единомышленник Владимир Владимиров Ратомир. Гусляр, певец, путешественник и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
контакты
vb.userdocs.ru
Главная страница